Центр профориентации
План профориентационной работы в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области «Кузнецкий многопрофильный колледж» с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья разработан на основе Методических рекомендаций по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения (Письмо Минобрнауки РФ от 22 декабря 2017 г. N 06-2023 «О методических рекомендациях».
Главной целью профессиональной ориентации является сформировать у студента с ограниченными возможностями здоровья внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Профессиональная ориентация включает в себя:
— Профессиональное просвещение — обеспечение молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
— Профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
— Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
— Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.
Основные направлениями профориентационной работы:
- Профориентационное информирование, профориентационное просвещение. Абитуриентам рассказывают о имеющихся профессиях и специальностях, о возможностях последующего трудоустройства. Демонстрируют видеоролики, брошюры, рекламный материал;
- Комплексная профориентационная диагностика (при строгом соблюдении всех требуемых этических норм, используя психологические методики);
- Комплексная профориентационная консультация (при участии медицинских работников, педагогов-психологов, социальных педагогов, членов семьи абитуриента с инвалидностью и ОВЗ, профконсультанта).
План профориентационной работы на 2022- 2023 учебный год
Направление работы | Мероприятие | Содержание работы | Ответственный | Сроки исполнения |
Информационный блок | Публикация материалов на сайте колледжа | Ознакомление с образовательными организациями, осуществляющими обучение лиц с ОВЗ | Служба информационного обслуживания сайта колледжа, служба инклюзивного обучения | постоянно |
Создание «банка» с информацией о лицах с инвалидностью и с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Пензенской области | Сбор информации | служба инклюзивного обучения | В течение2 полугодия 2022 г. | |
Встреча с работниками Центра занятости населения | Ознакомление с перечнем предприятий, предоставляющих рабочие места, о рынке труда | Служба трудоустройства выпускников колледжа | Апрель-май 2023 г. | |
Выявление лиц с ОВЗ, состоящих на учете в ЦЗН | ||||
Создание базы данных предприятий с рабочими местами для инвалидов | Ознакомление с перечнем предприятий предоставляющих рабочие места, о рынке труда | Служба трудоустройства выпускников колледжа | В течение года | |
Создание базы данных предпринимателей инвалидов | ||||
Встреча с психологическими службами школ | информирование о профессиях, по которым осуществляется обучение лиц с ОВЗ | служба инклюзивного обучения | Апрель 2023 г. | |
Встреча с социальными службами школ | ||||
Дни открытых дверей | информирование о профессиях по которым осуществляется обучение лиц с ОВЗ | служба инклюзивного обучения, Руководители учебных корпусов | В течение года | |
статьи в СМИ об особенностях инклюзивного обучения в колледже | информирование о профессиях по которым осуществляется обучение лиц с ОВЗ | служба инклюзивного обучения | В течение года | |
Видеоматериалы, информирующие об особенностях инклюзивного обучения в колледже | информирование о профессиях по которым осуществляется обучение лиц с ОВЗ | служба инклюзивного обучения | В течение года | |
Индивидуальное консультирование по реализуемым в колледже образовательным программам СПО | Выявление профессиональных потребностей, проведение профессиональных проб в соответствии с состоянием здоровья лиц с ОВЗ | Приемная комиссия, психолого-педагогическая служба | Май-август 2023 г. | |
Развивающий блок | Составление «дорожной карты» | Разработка плана мероприятий, направленных на создание и эффективное функционирование системы профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ | Приемная комиссия, служба инклюзивного обучения | |
Проведение мастер-классов по специальностями колледжа, доступным для лиц с ОВЗ | Проведение мастер-классов для привлечения внимания лиц с ОВЗ к профессиям и специальностям | Руководители учебных корпусов | В течение года | |
Консультации психолога | Психологическая служба колледжа | постоянно | ||
Консультации по поиску работы | Служба трудоустройства выпускников колледжа, преподаватель дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» | |||
Активизирующий блок | Работа с общественными организациями | Выявление лиц с ОВЗ, нуждающихся в профориентации, получении профессионального образования и социально-профессиональной адаптации | служба инклюзивного обучения, | В течение года |
Работа с медицинскими учреждениями | Выявление лиц с ОВЗ, нуждающихся в профориентации, получении профессионального образования, консультация об особенностях социально-трудовой реабилитации | служба инклюзивного обучения, мед служба колледжа | В течение года | |
Индивидуальная работа с лицами с ОВЗ и членами их семей | Выявление лиц с ОВЗ, нуждающихся в профориентации, получении профессионального образования | служба инклюзивного обучения, | В течение года | |
Психологическое сопровождение лиц с ОВЗ при переходе их от обучения к профессиональной деятельности | Разработка плана мероприятий по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью | Психологическая служба колледжа, служба инклюзивного обучения, служба трудоустройства выпускников колледжа | постоянно |